История поселения

Село моё - Оса

Оса - центр Осинского района. Наше село находится в Южной части Иркутской области в 140 километров от Иркутска и 90 километров от окружного центра - поселка Усть -Ордынский. С селом почти слились деревни Мороза, Лузгина, Голомыска, Харай, Заглик., Малаханова. Село представляет собой компактную застройку, вытянутую с юго - запада на северо - восток. По селу протекает единственная река Оса, транзитный приток Ангары, которая и дала название селу. Уса - “вода” по - монгольски, по - бурятски “yha”, “yhaн” - вода. Нарицательное слово перешло в собственное название бурятской топонимии. Дореволюционная история Осы. Из истории известно, что к XI веку отдельные племена бурят переселились сюда из Забайкалья. К приходу русских в окрестностях современной Осы проживали многочисленные племена бурят хогоевского рода. Начало селу Оса было положено в 17 веке так называемыми «ясачными» казаками. В 16 - 17 веках в России на свободных от феодальной зависимости землях (на окраинах империи и др.) образовывались населенные пункты свободными от тягла людьми, вольными казаками. Эти слободы имели своеобразный статус, и правительство поддерживало их как опору при распространении своего влияния. Память о первых русских поселенцах в долине реки Оса дошла до нас через старожилов, помнящих рассказы своих дедов. Как гласит легенда, глухой ночной порой бежали с семьями из Илимского острога в Жигаловские таежные дебри братья Харитон и Павел, проклявшие государеву службу из - за жестокого отношения воеводы. Добрые люди посоветовали им идти через горы к бурятам. Судьба милостиво обошлась с братьями. Богатый бурят из Усть - Каха приветливо встретил их и продал им левобережный участок за рекой за 20 петровских монет. К исходу лета на бездорожной глухи Харитон срубил избушку, их которой пошла расти слобода названная Осой. Павел основал Морозу. Буряты называли это место Хоригто, по одной версии - иронически: в честь незадачливого продавца этой земли ( в переводе на бурятский хорин означает 20), по другой версии, по - бурятски «хорин» - запретное, опасное. По исследованиям С. П. Балдаева Осинский острог был основан атаманом Василием Колесниковым в 1644 году, до этого момента здесь располагался Вознесенский монастырь. Приехали монахи. Завели скот, распахали пашни. Позже заимка монастыря была ликвидирована, приехали сюда и вольные казаки и «гулящие люди». Русские земледельцы заселяли окраины бурятских кочевий. Лесные районы, долины рек. Занимая землю под хлебопашество, русские основывали деревни из одного или двух дворов, которые обычно назывались именем, фамилией или прозвищем основателя пашни. Подобным образом были основаны деревни Лузгина, Малаханова. Ко времени прихода русских основным занятием бурят окрестных улусов было скотоводство. Жили в низких юртах из тонких бревен. Несколько юрт, поставленных вместе. Составляли улусы, разделявшиеся на зимние и летние. Все нужное в хозяйстве изготавливали сами: женщины обрабатывали шкуры, катали войлок. Дубили кожу. Шили обувь, ремни, одежду. Мужчины были хорошими столярами: низенькая мебель для юрт, повозки, седла, сбруя, волосяные веревки, силки и капканы на зверя и многое другое изготавливались дома. Самым старинным ремеслом было кузнечное дело. Дарханы (кузнецы) были белые (мунгэшэ дархан) - серебряных дел мастера и черные (хара дархан), которые ковали железо. С приходом русских в экономике и быту бурят произошли большие изменения. Русские принесли с собой хлебопашество, различные промыслы, новый быт и культуру, начиная от простой крестьянской избы, заканчивая письменностью. Экономические, культурно - бытовые связи между русскими бурятским населением укрепляли дружбу между ними. В 1788 году «тщанием» прихожан была построена двухэтажная деревянная церковь с двумя престолами: нижним во имя Николая Угодника, верхним в честь Ильи Пророка, поэтому в Осе престольным праздником считается Ильин день - 2 августа. В 1868 8оду церковь сгорела, в 1869 -1870 гг. отстроена заново. В ежегодном отчете в ведомости Николаевской церкви Балаганского округа Идинской волости слободы Осинской записано: «православного вероисповедания в Осинской слободе дворов 90, 539 душ, из них военных - 4 двора, 10 душ, крестьян -71 двор, 428 душ, поселенцев - 16 дворов, 101 душа. В Заглицкой деревне - 102 двора с 689 душами, из них военных - 19, 434 крестьян. 141 ясачных, 115 поселенцев. В Лузгиновской деревне -50 дворов, 305 душ, из них 3 военных, 233 крестьян, 19 ясачных, 30 поселенцев. Традиционной религией бурят был и остается шаманизм. Усилия по распространению христианства способствовали принятию православной религии значительной частью бурятского населения (к моменту революции). Принявшие христианство инородцы обращались к начальству с просьбой разрешить поселиться отдельно, образовав целые населенные пункты так называемых «ясачных деревень». Появлялись смешанные между русскими и бурятами семьи (по - бурятски «Харин»), которые, как правило, принимали христианство и пополняли вновь образованные деревни. Со временем жители их теряли своё “братское” обличье, забывали язык, но продолжали числиться инородцами. В какой -то степени это было выгодно: не призывали в армию, были привилегии в уплате податей т . д. к числу таких деревень относится Харай, который первоначально назывался Хурай (название пади «сухая»). Интересно отметить, что в 1863 году церковным старостой Осинской церкви был и утвержден епархиальным начальством оседлый инородец Леонтий Макаров Беляев. Большую роль в приобщении к христианству и распространении просвещения среди бурят всего Идинского инородческого ведомства сыграл главный родоначальник идинских бурят Илья Иннокентьевич Пирожков. 15 августа 1884 года в с. Оса было открыто одноклассное училище, преподавание в нем вели учитель и законодатель. В училище поступило 30 мальчиков и 16 девочек- дети состоятельных родителей, так как приходилось платить за обучению учителю, за содержание школы. Проживание в квартире. В преподавании придерживались действующих программ и обучали чтению, письму по - русски, арифметике, проводили беседы по истории, географии, природоведению. В небольшой деревушке, какой тогда была Оса, торговало 4 лавки - Чернова, Зырянова, братьев Дмитриевых, кожевни Зырянова и Беляева. Дома были одноэтажные с небольшими окнами, среди них выделялись дома богачей с резными наличниками и ставнями. На всю Осу приходилось несколько грамотных людей - волостной писарь и учитель.



Из архива межпоселенческой библиотеки имени В. К. Петонова

Дата создания: 16-09-2014
Дата последнего изменения: 16-09-2014
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: